Сжатие звуковых файлов
Как уже говорилось выше, несжатые звуковые данные CD-качества занимают приблизительно 10 Мбайт на минуту звучания. Поэтому были разра ботаны специальные алгоритмы сжатия звуковых файлов. К сожалению, все они обладают одним и тем же недостатком: чем сильнее снижается объем файла звукозаписи, тем хуже становится ее качество. Поэтому приходится балансировать, выбирая между качеством записи и размером файла. На многих веб-страницах музыкальной тематики даже предлагаются несколько вариантов одного и того же музыкального фрагмента — более качественный для загрузки через JSZW-линию и несколько менее качественных для загрузки по модемным линиям с различной скоростью.
Наиболее популярны на сегодняшний день три формата сжатия звуковых файлов: RealAudio, MPEG 1 Layer 3 и TwinVQ.
Формат RealAudio был разработан фирмой RealNetworks. Это самый ран ний из форматов сжатия звукозаписи, и потому он наиболее распростра нен в Интернете. В настоящее время он поддерживает сжатие для потока (скорости загрузки) от 5 до 96 килобит в секунду. Низкие значения этого параметра (от 5 до 16 Кбит/с) предназначены для медленных модемов. Их предпочтительнее использовать лишь для речевых записей, поскольку при скорости потока 16 Кбит/с максимальная воспроизводимая частота звука не превышает 8 КГц, то есть при прослушивании пользователь практически не услышит высоких частот, а при более сильном сжатии (до 5 Кбит/с) о каком-то адекватном восприятии вообще говорить не приходится. Для сжатия музыки лучше использовать скорость потока не менее 32 Кбит/с, что дает вполне приемлемые результаты для монофрагментов.
Вы можете спросить, а почему это степень сжатия мы вдруг стали измерять в единицах величины потока (скорости загрузки)? На самом деле это имеет смысл! Дело в том, что главной проблемой использования звука в Интернете было то, что пользователь просто уставал ждать, пока загрузится большой файл — ведь воспроизведение его могло начинаться только по окончании полной загрузки. Компания RealNetworks предложила нов шество, называемое потоковым методом воспроизведения звуковых (а впоследствии и видео-) файлов. При использовании этого метода воспроизведение может начаться почти сразу же после начала загрузки файла. Пока одна часть файла загружается, другая уже воспроизводится!
В этом случае очень важно рассчитать именно скорость загрузки. Ведь необходимо, чтобы пока один фрагмент воспроизводится, следующий успел загрузиться, иначе вся технология теряет смысл. Разные модемные линии имеют разную скорость потока данных, поэтому для них, соответственно, необходима разная степень сжатия звуковых файлов. Чтобы избавить пользователя от вычислений, степень сжатия файлов сразу стали обозна чать через соответствующую скорость потока данных.
Таким образом, целесообразно представлять на веб-странице несколько вариантов звукового файла. Тогда и пользователь, имеющий медленный модем, не почувствует себя обделенным, и владелец быстрой линии смо жет услышать улучшенное качество.